Дом с историей

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Мастерская художника Юрия Чернухи

Одним из жильцов дома №18 в конце 1990-х был художник Юрий Михайлович Чернуха. Его мастерская занимала пространтво на первом этаже справа от входа.

Юрий Чернуха родился 1957 году в городе Волжском Волгоградской области. Он начал рано рисовать. Этим занятием его увлекла бабушка. В 3 года Чернуха частично потерял слух. Однако, несмотря на это, Юрий Чернуха учился в обычной образовательной школе. Начальное художественное образование мальчик получил в художественной школе Новороссийска, куда переехал вместе с матерью. 

В 17 лет произошло вторичное ухудшение слуха. Это событие пределило выбор места учебы - Чернуха поступил на художественное отделение ЛВЦ ВОГ (МЦР), которое закончил с отличием. Во время обучения он освоил жестовый язык.

С 1981 года по 1990 год Чернуха работал старшим художником на фабрике "Коммунар". В этот период он начал участвовать неформальных выставках авангарда Ленинграда и Эстонии под вымышленным именем, что послужило препятствием для поступления в художественные вузы. Чернуха тяжело переживал это и на несколько лет отказался от творчества.

Снова писать он начал в начале 1990-х. Вернуться к живописи помог клуб "Прометей" при ДК ВОГ. Очень быстро стало очевидно, что уровень клуба не соответствует творческому потенциалу художника. Тогда вместе с М. Диковым, С. Ивановым и Г. Фадиным Юрий Чернуха образовал группу "Миръ России", которая позже стала фундаментом для объединений "АРТ НЕВА" в Питере и "Желтая гора" в Саратове. 

В эти же годы Чернуха самостоятельно организовал и провел совместные выставки глухих художников в Эстонии и Латвии. 

У середине 1990-х складывается стиль атора. Его работы, наполненные философскими смыслами, можно отнеси к неосимволизму.

В 1993 году вместе с единомышленниками организовал творческий союз "Гефест", в составе которого участвовал в многочисленных российских и международных выставках.

Юрий Чернуха является членом Международного художественного фонда, членом совета Ассоциации глухих художников России.

Приведем фрагменты интервью мастера интернет-порталу "Неинвалид".

— Почему вы выбрали в своем творчестве именно игру смыслов?

— Знаете, мне правда очень нравятся люди, нравятся как художнику, не внешнее их проявление, а внутренняя их суть. Мне нравятся подтексты, неоднозначные смыслы, философские рассуждения.

У меня есть картина называется «Ослепление иконописцов». Наверное, это своеобразный ремейк на фильм Тарковского «Андрей Рублев». Для этой картины я использовал виды Ладоги, рядом со старым Кремлем.

Там, на фоне всей этой красоты происходит трагедия — воины некого князя ослепляют бригаду иконописцев, чтобы они не смогли расписать соседний храм, принадлежащий другому князю конкуренту. Ослепление — это трагедия. Особенно, для художника. Но если приглядеться, то внизу картины можно увидеть валун за которым спрятался мальчик, ученик этих иконописцев, а значит преемственность, искусство, жизнь продолжаются!

Еще мне нравится Брейгель. Самая любимая из его картин – «Падение Икара».

Для меня любая картина как визуальные стихи, где сама композиция играет большую роль, я очень серьезно отношусь к композиции.

— Юрий, тенденция последнего времени создавать мероприятия, фестивали, где участвуют только люди с ограниченными возможностями. На ваш взгляд это правильно, имеет эффект? Или лучше бы было интегрировать таких людей в общество?

— Конечно, с одной стороны, таким людям необходимы подобные мероприятия, выставки. Но с другой стороны они ограничены этим пространством. Им бы хотелось быть интегрированными в общество. Но организациям типа «Союза художников» они не нужны и неинтересны. В Москве и Петербурге это, может быть, не так ярко выражено, а в других городах по-прежнему предпочитают не иметь дел с инвалидами.

Например, я помимо Питера живу в Саратове, у меня там своя мастерская. В Саратове начиная с перестройки, основная масса художников, словно близнецы, рисуют в стиле «а ля Мусатов» или «Кузнецов», выдавая это как некий саратовский почерк или стиль.

Чернуха.jpg

При этом в Саратове с успехом проводились выставки неслышаших художников Дикова (с его темой о Романовых и Столыпине), Тихомирова (с темой «Старый Саратов»), Милохина (который обладает уникальным индивидуальным стилем, который часть слышаших просто копируют). Выставки этих художников очень популярны среди местных жителей, журналистов, интеллектуалов. Словом, у всех, кроме местного Союза художников.

При этом на словах чиновники не против участия этих художников на своих вернисажах, но на деле отборочная комиссия из сорока, например, работ Дикова выбирает один пейзажик, у Тихомирова также утверждают одну работу а Милохина и вовсе не пропускают. Что тут скажешь? Разве это не явная предвзятость? Вроде бы кажется, что инвалидам совсем уж не отказывают, но при этом складывается постоянно ощущение, что их часто просто используют. Возможно, со временем подобное отношение изменится.

— А как вы относитесь к современному искусству?

— Я к любому искусству отношусь искренне положительно. Для меня главное чтобы оно было незлое. Единственное, что я откровенно не люблю — это политизированное искусство. Я считаю, что провокация вызывает агрессию, которая возвращается в трехкратном объеме.

Сайт художника: http://www.geocheha.com/

По материалам: http://neinvalid.ru/neslyshashhij-xudozhnik-yurij-chernuxa-u-krasoty-net-ogranichennyx-vozmozhnostej...

https://www.saint-petersburg-deaf.com/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%...

Источник изображения: http://www.geocheha.com/