Дом с историей

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации

Архитектор Наталия Булаткина: "Строители уверяли, что встретили привидение"

- Наталия Валентиновна, вы автор интерьеров "Арабеллы", вместе с семьей владельцев здания вы исследовали его историю и создавали новый облик. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе.

- Семья владельцев - Михайловы - долго не могли решить, что будет размещаться, в купленном ими особняке на улице Радищева. В какой-то момент возникла идея кофейни и прозвучало название "Арабелла". Возникли ассоциации с пиратами, романами и английской традиционной эстетикой: темное дерево, плотные ткани, сдержанная цветовая гамма.

Ремонту предшествовал этап подготовки и расселения старых жильцов. Этот дом выстроен по одному из стандартных проектов первой половины 19 века. Тогда это называлось "образцовый дом". На первом этаже размещалась контора, на втором шла анфилада комнат. После революции здание многожды меняло и свои функции, и жильцов. Постепенно оно было разделено перегородками на очень небольшие комнаты, ставшие частью нескольких коммунальных квартир.

- А вы не знаете, кто жил в доме в конце 1990-х?

- Я была знакома только с одним жильцом - глухонемым петербургским  художником Юрием Чернухой, у которого на первом этаже справа располагались мастерские. Чернуха известный художник. Он приезжал писать в Саратов, здесь проходили выставки его работ.
Еще наверху жила очень интеллигентная пожилая женщина, ей было тогда около 90 лет. Она многое рассказывала.

- Как шла работа над интерьерами?

- В каждом зале мы хотели рассказать свою историю, создать свое настроение. Где-то более камерное, где-то как в музыкально гостиной - торжественное и праздничное.

- Были ли какие-то случаи, связанные с этим проектом, о которых вам хотелось бы рассказать?

- Как архитектор я убеждена, что у каждого пространства есть свой дух, специфическая энергия. В этом доме он воплотился в видение. Рабочие, ночевавшие на стройке, охранявшие материалы, уверяли, что видели призрак молодой женщины. Однажды они услышали шум, вышли и в конце длинного коридора увидели фигуру в длинном платье. Они ее окликнули, просили покинуть стройку. Девушка повернулась и вошла в комнату. Рабочие бросились туда. В комнате было пусто. Взрослые мужчины были потрясены пережитым. Они часто об этом рассказывали.

- Не случайно кофейня получила женское имя в качестве названия.

- Думаю, да. Юрий Чернуха по просьбе хозяев написал женский портрет, образ, воплощающий этот дух пространства. Картина до сих пор висит в зале справа от барной стойки, где раньше была мастерская Юрия.